Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноетельное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Социальный проект
«Профессия пчеловод»
Естественно-научная секция
Концуров Александр, 9 класс
Руководитель проекта:
Мальцева Ирина Алексеевна – учитель социально-бытовой ориентировки, руководитель факультатива «Хозяева сельской усадьбы».
Ребриха 2014 г.
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 История развития пчеловодства
1.1. История развития пчеловодства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. История развития пчеловодства в Алтайском крае,
в Ребрихинском районе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2 Работа пчеловода
2.1 2.1. Работа пчеловода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2 2.2. Инвентарь и экипировка пчеловода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 3 Продукты пчеловодства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Введение
В этом году я заканчиваю школу. Передо мной, как и перед другими выпускниками встаёт вопрос о выборе профессии. Моя мечта стать хорошим пчеловодом. А всё началось с того, что год назад меня стал брать на свою пасеку мой попечитель Мальцев Евгений Леонтьевич. Сначала я просто смотрел и наблюдал за всем, что происходит, затем стал помогать, мне понравилось. Я чаще стал задавать себе вопросы: Как получается мёд? Смогу ли я стать пчеловодом? И что для этого надо? Мой проект посвящён изучению профессии пчеловод. Я считаю, что тема интересна и актуальна. Актуальность данного проекта в том, что зная всё о пчеловодстве необязательно иметь диплом пчеловода и работать в пчеловодческом хозяйстве. Можно быть столяром, поваром, печником, кем угодно и пчеловодом-любителем одновременно. В сельской местности практически каждый держит подсобное хозяйство, кто-то коров, кто-то овец, а кто-то пчёлосемьи.
Цель проекта - показать на наглядном примере, что представляет собой профессия пчеловод.
Задачи:
- Собрать материал по данной теме;
- Закрепить полученные сведения в процессе работы с пчёлами;
- Научиться изготавливать улей;
- Оформить материал;
- Представить свои результаты.
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема решаема. Срок реализации проекта – 1 год, чтобы рассмотреть полный цикл работы с пчёлами.
Проект состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.
Продукт проекта: Собранная информация в виде презентации и приложений.
Глава 1 История развития пчеловодства
- История развития пчеловодства
Профессия пчеловода в глубокой древности была разновидностью охоты и называлось бортничество. Борть – это дуплянистое дерево или дуплявый пень, в котором водятся пчёлы. Оно требует особых навыков и немалой ловкости. Удачливые пчеловоды имели до 400 бортей и получали по пуду (16 кг) мёда с каждой. В ХIV веке появились колоды – обрубки толстых деревьев с выдолбленной сердцевиной, а в степных зонах – плетённые из соломы или хвороста кошёлки. Их устанавливали вертикально или в наклонном положении на пасеках – лесных полянах. Отсюда и пошло название «пасека», то есть высеченное место, поляна для пчёл. В 1814 году русский пчеловод Пётр Иванович Прокопович впервые разработал методы искусственного роения пчёл и изобрел рамочный улей.
- История развития пчеловодства в Алтайском крае, в Ребрихинском районе
Пчеловодство в Алтайском крае процветает на протяжении двух веков и активно развивается, так как климат здесь благоприятный. Край занимает 1 место в Сибири и 7 место в России по объёмам производства меда.
Из 60 районов края 30 получают продукцию высокого качества.
В Ребрихинском районе до 2000 года существовало 20 пчеловодческих хозяйств. На сегодняшний день в районе официально зарегистрировано 150 пчеловодов – любителей. Из них 48 проживает в районном центре.
В Ребрихинском районе медоносные растения растут по опушкам соснового бора, в колках, по берегам речек и озер, по оврагам и пустырям. Медоносные растения: ивы, желтая акация, одуванчик, змееголовник сибирский, клевер белый, донники, синяк, сурепка, экспорцет. Главный медосбор приходится на июль.
Глава 2 Работа пчеловода
2.1 Работа пчеловода
Труд пчеловода - ручной. Пчеловод создаёт новые семьи пчёл, выводит и заменяет маток, откачивает мёд, ремонтирует ульи, изготавливает рамки, перевозит пчёл, создаёт для пчёл кормовые запасы на зимний период, подготавливает пасеку к зимовке. На каждую пчелосемью заведен дневник, в который заносят все данные при осмотре (Приложение 2). Чистый воздух пасеки, с запахами трав, душистого мёда, снимает усталость, восстанавливает и прибавляет силы, оздоравливает.
Чтобы стать пчеловодом нужно уметь обращаться с пчёлами, разбираться в сортах мёда и в полевых цветах, надо иметь навыки столярного дела и иметь специальный инвентарь.
Трудности пчеловода::большая физическая нагрузка, работа в защитной одежде и маске в жару, укусы пчёл.
Личные качества пчеловода: интерес к природе, наблюдательность, активность, смелость, терпение, любовь к медоносным пчёлам.
2.2 Инвентарь и экипировка пчеловода
У пчеловода должен быть инвентарь: стамески, щетки, лопатки для мёда, лотки для сот, поилки, кормушки для пчёл, дымари, медогонки, роевни.
У пчеловода должна быть экипировка: головной убор с москитной сеткой, светлая одежда (комбинезон, но не из шерстяной ткани) и перчатки.
Глава 3 Продукты пчеловодства
Продукты пчеловодства, такие как мёд и воск, пыльца, прополис и маточное молоко, перга, пчелиный подмор. - это только малая часть того, что дают людям пчелы. Все эти продукты отличаются друг от друга своим составом и свойствами, своим значением для людей.
Мед - лекарство от природы, один из основных продуктов, который мы получаем от пчёл. Долгое время это был единственный сладкий продукт для людей. Сейчас имеются различные заменители мёда, но его ценные и лекарственные свойства заменить нельзя. Мёд укрепляет иммунитет человека, улучшает аппетит и успокаивает, заживляет раны и помогает сбросить лишние килограммы.
Вывод
Я попробовал себя в роли пчеловода (Приложение 4), изготовил улей (Приложение 3), узнал много нового (Приложение 1), познакомился с интересными людьми, провёл опрос среди населения, задав всем один вопрос «Как Вы считаете, профессия пчеловод престижная или доходная?» Из пятидесяти человек сорок три ответили доходная. Я пришёл к выводу, что пчеловодство в крае развивается и должно развиваться и дальше, а значит нужны новые пчеловоды. У меня есть цель. Есть желание. Я не боюсь трудностей. Я стану пчеловодом! У меня будет своя пасека! Для себя я выбор сделал. Я надеюсь, что мой проект хоть кому то поможет в выборе профессии как и мне.
Литература
1. Пчёлы, мёд, пасека: опыт пчеловодов /сост. Е.А.Гребенников. – 3-е изд. - Минск: Современная школа, 2010. - 320с.
2. Пчеловодный инвентарь, пасечное оборудование: Справочник / В.Д.Лукьянов, В.Н.Павленко - М.: Агропромиздат, – 1988. – 160с.: ил.
3. Уход за пчёлами / Н.Н.Зарецкий - М.: Россельхозиздат,1981. – 63с., ил.
4. Целебный мёд / Н.И.Данников. – М.: Эксмо, 2013. – 256с.
5. http://medopchelka.ru/
Приложение 1
КАЛЕНДАРЬ ПЧЕЛОВОДА
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Пчёлы в состоянии покоя. Зимовник посещают не более 2 раз в месяц, поддерживая температуру воздуха от 0 до до + 3-4 С. Спокойное, чуть слышное гудение пчёл свидетельствует о благополучии зимовки. Шум возникает обычно от духоты вследствие недостаточного воздухообмена в улье. В этом случае шире открывают летки, удаляют подмор, при необходимости снимают и верхнюю подушку. Принимают меры против грызунов. Пчеловоды готовятся к будущему сезону - ремонтируют ульи, сколачивают корпуса, магазинные надставки, рамки, изучают литературу.
МАРТ. В улье начинается появляться расплод. Семья нуждается в большом притоке свежего воздуха. Если летки были оставлены небольшими, то они могли забиться мертвыми пчёлами. Поэтому их необходимо прочистить. Пчёл подкармливают в исключительных случаях.
АПРЕЛЬ. Матки откладывают много яиц. В теплые дни в конце месяца ульи выносят из зимовника. Пчёлы совершают облёт, посещают первоцветы. В данное время необходимо провести работу по замене доньев, пополнить кормовые запасы. Ульи с погибшими семьями нужно вычистить, закрыть и убрать на склад. Необходимо принять предосторожности против весенней убыли пчёл, защитить их от сквозного ветра и сократить гнездо, так, чтобы в нем были только соты, покрытые пчёлами. Нижние корпуса ульев, если в них нет пчёл, удаляют. Летки во всех ульях, особенно у слабых семей, уменьшают, верхние закрывают. На пасеке устанавливают поилку с водой.
Растёт сила семьи. Потребление запасов корма в семье усиливается, поэтому в каждом гнезде должно быть не менее десяти килограммов мёда и по две, три рамки с пергой.
МАЙ. Пчелиная семья быстро разрастается, появляются трутни. Наступает время вывода маток и замены ими малоплодовитых и старых, а также для комплектования отводков. Слабым пчелиным семьям помогают расплодом и пчёлами из сильных семей. Сильным семьям в начале цветения садов ставят третьи корпуса. Нередко в конце цветения садов пчёлы начинают роиться. Пчеловод должен быть готовым к приёму нового роя.
ИЮНЬ. Происходит усиленное роение пчёл. Для уменьшения роения необходимо ульи расширить магазинами с вощиной, для усиления вентиляции широко открывают летки. За пасекой усиливают наблюдение, чтобы не упустить новообразованные рои. По мере наполнения надставок мёдом объем гнезда увеличивают.
ИЮЛЬ. Цветут главные медоносы. Ульи комплектуют магазинными надставками. В них усиливают вентиляцию, летки открывают на всю ширину, верхние надставки сдвигают назад. После каждого медосбора, перед переездом к новому источнику нектара надставки снимают для откачки мёда. Часть рамок оставляют для зимних кормов.
АВГУСТ. Уменьшается медосбор. Это продолжается первую половину месяца. Матки постепенно снижают яйцекладку. Пчёлы изгоняют трутней. Летки сокращают, оставляя только нижний. Работа пчеловода сводится к созданию благоприятных условий для роста молодых пчёл к зиме. Гнёзда сокращают, маломёдные рамки заменяют полномёдными. Семье оставляют по двадцать пять, тридцать кг. мёда и две, три рамки с пергой. Кочевые пасеки возвращаются на стационар. Пчеловоды дезинфицируют зимовники, просушивают, принимают меры против грызунов.
СЕНТЯБРЬ. Пчелиные семьи готовятся в зиме. Свободные от мёда и пчёл нижние корпуса удаляют. В однокорпусных ульях убирают лишние гнездовые рамки с небольшими запасами мёда и ставят кормовые магазинные надставки с мёдом лучшего сбора. Пчёлы начинают формировать клуб.
ОКТЯБРЬ. Пчёлы находятся в клубе, расплода нет. В тёплые дни, пчёлы совершают очистительный облёт. Чем он позже, тем легче будет их зимовка. Пчеловод выполняет на пасеке последние работы: проверяет крыши ульев и верхнее утепление, устанавливает к леткам заградители от мышей, убирает на длительное хранение инвентарь, запасные корпуса и магазинные надставки.
НОЯБРЬ. Пчёлы находятся в глубоком покое. До устойчивых холодов ульи ставить в зимовник рано. Их убирают в сухую морозную погоду. Как только пчёлы успокоятся, летки ульев открывают, снимают крыши для воздухообмена в гнёздах.
ДЕКАБРЬ. В первую половину зимы пчёлы ведут себя спокойно, потребляют мало корма. Зимовник посещают лишь для контроля температуры воздуха и вентиляции.
Приложение 2
Дневник пчелосемей «Осмотр пчёл»
№ пчелосемьи ______
Дата осмотра
|
Всего рамок
|
Расплод
|
Мёд
|
Сила
|
Примечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита пректа
Слайд 1
Слайд 2 Добрый день! Меня зовут Концуров Александр. Я представляю Ребрихинскую спецшколу-интернат.
В этом году я заканчиваю школу. Передо мной, как и перед другими выпускниками встаёт вопрос о выборе профессии. Моя мечта стать хорошим пчеловодом. А всё началось с того, что год назад меня стал брать на свою пасеку мой попечитель Мальцев Евгений Леонтьевич. Сначала я просто смотрел и наблюдал за всем, что происходит, затем стал помогать, мне понравилось. Я стал задавать себе вопросы: Смогу ли я стать пчеловодом? Что для этого надо? Мой проект посвящён изучению профессии пчеловод. Я считаю, что тема интересна и актуальна. Актуальность данного проекта в том, что зная всё о пчеловодстве необязательно иметь диплом пчеловода. Можно быть столяром, поваром, кем угодно и пчеловодом-любителем одновременно.
Слайд 3 Цель проекта - показать на наглядном примере, что представляет собой профессия пчеловод.
Задачи:
- Собрать материал по данной теме;
- Закрепить полученные сведения в процессе работы с пчёлами;
- Научиться изготавливать улей;
- Оформить материал;
- Представить свои результаты.
Срок реализации проекта – 1 год, чтобы рассмотреть полный цикл работы пчёл.
Слайд 4
Профессия пчеловода в глубокой древности была разновидностью охоты и называлось бортничество. Оно требует особых навыков и немалой ловкости. Слайд 5 Удачливые пчеловоды имели до 400 бортей и получали по пуду мёда с каждой.
Слайд 6 Пчеловодство в Алтайском крае процветает на протяжении двух веков и активно развивается. Климат здесь благоприятный. Край занимает 1 место в Сибири и 7 место в России по объёмам производства меда.
30 районов края получают продукцию высокого качества.
В Ребрихинском районе на сегодняшний день зарегистрировано 150 пчеловодов – любителей. Из них 48 проживает в райцентре.
Медоносные растения растут по опушкам бора, в колках, по оврагам и пустырям.
Это: ивы, акация, одуванчик, клевер, донник, синяк, сурепка, экспорцет.
Слайд 7 Работая на пасеке, я узнал, что труд пчеловода - ручной. Я помогал откачивать мёд, ремонтировать улья, изготавливать рамки, подготавливать пасеку к зимовке. Слайд 8 А какой на пасеке чистый воздух, с запахами трав и душистого мёда.
Слайд 9 Я научился пользоваться:
- стамесками;
- щетками;
- поилками;
- кормушками для пчёл;
- дымарём;
- медогонкой;
Слайд 10 И понял, чтобы стать пчеловодом необходимо иметь такие личные качества как:
- интерес к природе;
- наблюдательность;
- активность;
- смелость;
- терпение;
- любовь к пчёлам.
Слайд 11 И обязательно:
- нужно уметь обращаться с пчёлами (Пчёлы не любят запахи парфюмерии, табака, алкоголя и перегара, пота. А это говорит о том, что надо вести здоровый образ жизни);
- надо уметь разбираться в сортах мёда и полевых цветах;
- надо иметь навыки столярного дела;
- иметь специальный инвентарь.
Слайд 12 Скажу откровенно я испытывал трудности:
- я уставал
- мне мешала защитная одежда. Я работал в специальном костюме, перчатках и маске. Слайд 13 Неудобно, жарко – зато не кусали пчёлы.
Раньше я знал один продукт пчеловодства - мёд. Слайд 14 Сейчас могу сказать, что мёд, воск, пыльца, прополис и маточное молочко, перга, пчелиный подмор Слайд 15 - это только малая часть того, что дают людям пчелы. Все эти продукты отличаются друг от друга своими свойствами.
Слайд 16 Мед - лекарство от природы. Сейчас имеются различные заменители мёда, но его ценные и лекарственные свойства заменить нельзя.
Слайд 17 Я попробовал себя в роли пчеловода, изготовил улей, узнал много нового, познакомился с интересными людьми, Слайд 18 провёл опрос среди населения, задав всем один вопрос «Как Вы считаете, профессия пчеловод престижная или доходная?» Из пятидесяти человек сорок три ответили доходная.
Слайд 19 Я пришёл к выводу, что пчеловодство в крае развивается и должно развиваться и дальше, а значит, нужны новые пчеловоды.
Слайд 20 У меня есть цель. Есть желание. Я не боюсь трудностей. Я стану пчеловодом!
Слайд 21 У меня будет своя пасека! Для себя я выбор сделал. Я надеюсь, что мой проект хоть кому то поможет в выборе профессии как мне. Вот этот улей и мёд – результат моего труда.
Слайд 22 Спасибо за внимание!
|